Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Газетную публицистику можно назвать зеркалом современности. В печатных изданиях отражается текущая история. Средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование общественного мнения и затрагивают все сферы жизни. Газетные статьи обращаются к злободневным проблемам общества: экономическим, социальным, бытовым, политическим, международным. Автор газетно-публицистического текста должен донести до читателя определённую информацию и дать ей оценку, убедить в своей правоте адресата.
Важнейшим и наиболее распространенным средством реализации воздействующей функции в публицистическом тексте, создания в нем экспрессивности и образности являются тропы – обороты речи, основанные на употреблении слова или сочетания слов в переносном значении и используемые для усиления изобразительности и выразительности речи. В ряду тропов, значимых для публицистических текстов, особое место занимает метафора в силу своего экспрессивного и оценочного потенциала.
Метафора – это сопоставление на основании определенного сходства объектов, принадлежащих к различным классам предметов или явлений. Переход из одного класса в другой осуществляется на основе ассоциации, являющейся следствием наличия в сознании третьего понятия, присутствующего в семантической структуре первых двух, но отсутствующее непосредственно в самой метафоре.
Средства массовой информации играют определённую роль в современном обществе. В настоящее время на территории Российской Федерации издается огромное количество газет весьма разнообразных по своей тематике и содержанию. Особая специфика газет в том, что они оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление, что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок, использования различных средств речевой выразительности, в частности, метафоры. Все это позволяет журналистам писать газетные статьи живым, ярким, образным языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность.
Объектом исследования являются тексты из газет федерального и краевого значения: «Известия», «Комсомольская правда», «Комсомольская правда-Кубань», «Аргументы и факты», «Аргументы и факты-Юг», «Аргументы и факты. Свободный взгляд» за гг. Фактический материал извлечен методом сплошной выборки и составляет 4000 примеров.
Предметом исследования является оценочная метафора в современных публицистических текстах с точки зрения лингвопрагматики.
Цель работы - проанализировать особенности функционирования социально - оценочной метафоры в современном газетном тексте.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть особенности метафоры в СМИ;
-изучить метафорические поля в современных СМИ;
-выявить оценочные метафоры в современных газетных материалах;
-провести анализ оценочных метафор с позиций частотности их тематической привязанности.
Основным методом является описательный метод; в его рамках мы прибегаем к анализу и синтезу фактического материала по определенным критериям, к семантическому и контекстуальному анализу метафор. В работе использован также статистический метод, способствующий объективности выводов и заключений.
Структуру и объем работы определяют ее исследовательские цели и задачи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-оценочной метафоры в современных СМИ
1.1. Особенности метафоры в СМИ
Одним из основных аспектов журналистского стиля является оценка. Эта функция в основном реализуется через метафору.
Метафора была известна в древности, и Аристотель дал ей первое определение: "метафора - это передача слова с изменением значения от одного вида к другому, от одного вида к другому, или от одного вида к другому, или по аналогии"» Тогда она понимается исключительно как инструмент художественного создания образа как нечто эстетическое; она рассматривается как "дополнение к механизму языка, но не как его основная форма"» Только в 20 веке ученые заинтересовались феноменом метафоры и начали тщательно изучать его [22].
Один из его ранних исследователей, американский логик и философ Макс Блэк, определил структуру метафоры, придумав для этого термины "Фокус" и "рама". Рассмотрим его теорию на примере метафоры»призрак популизма бродит по Европе". "Фокус«, то есть то, что используется метафорически, - это образ блуждающего призрака,» рамка" - то, что используется буквально: Европа и популизм. В любой метафоре есть» фокус " и "рама" [4].
Таким образом, согласно словарю Ожегова, метафора - это " своего рода след, скрытое, образное сравнение, усвоение одного предмета, одного явления другому (напр.. чаша бытия), а также общее образное сравнение в разных видах искусства. В лингвистике: образное употребление слова". С точки зрения Б. Н.Томашевского, от сравнения метафора отличается тем, что: «в сравнении назван сам объект и основа сравнения. В метафоре нет ничего. Необходимо, чтобы читатель сам догадался, о чем идет речь и почему обычное слово заменяется другим, в необычном смысле. Таким образом, метафора требует больше работы мысли и воображения. Именно способность метафоры выражать скрытую признательность так привлекает журналистов. Он позволяет незаметно, под завесой определенного образа влиять на читателя.
Метафора - очень сложное лингвистическое явление, она до сих пор является предметом научных дискуссий. До сих пор не существует единой классификации метафор, но все исследователи выделяют два типа метафор: лингвистический и художественный (индивидуальный автор). Но есть и место для споров: одни авторы считают, что языковые и художественные метафоры противоположны друг другу (Г. Н.Скляревская, Б. А. Ларин), другие-что они являются единым целым (Григорьев) [8].
Перейдем к лингвистическим и художественным метафорам. Языки часто используются в речи, и в результате их метафоричность стирается, то есть мы не понимаем, что это метафоры (например, "глубокий кризис", "строгая экономия"). Лингвистическая метафора системна, объективна, анонимна и воспроизводима. Напротив, художественная метафора Внесистемна, субъективна, уникальна, отражает индивидуальный взгляд на мир. Отдельные метафоры автора настолько ярки и непосредственны, что в газетном тексте они сразу же привлекают внимание публики. Их легко найти в мультимедийном тексте, потому что они используют иногда противоречивые, нелогичные и красочные концепции для создания изображения [11].
Художественная метафора - это своего рода картина абстрактного художника, которую зритель (в нашем случае читатель) должен разгадать. Например « " зачем понадобились эти финансовые вливания в котел парламентского общественного питания?"[Новая газета, 6.2020.2019] автор статьи возмущен тем фактом, что государственный бюджет выделяет много денег на кафе парламента, в то время как школьные столовые находятся в откровенно печальном состоянии. Называя парламентское кафе разговорно сокращенным словом "ресторан", и сравнивая спонсорство этого места с вливанием денег в котел, журналист показал читателю, что негативно относится к сложившейся ситуации.
Помимо лингвистической и художественной метафоры, Г. Н. Скляревская выделяет «генетическую " метафору в отдельную группу. Такие метафоры появились в далеком прошлом и теперь утратили всякую образность («нос корабля, ножка стула, часы проходят"). Их появление обусловлено одной из функций метафоры, а именно: "восполнение недостатка слов для обозначения вновь появившихся понятий"»
Давайте перейдем непосредственно к метафорам СМИ. Жаргон, разговорный язык, неологизмы, профессионализм оказали значительное влияние на метафору в средствах массовой информации. Подобно тому, как различные сферы социальной жизни влияют на язык прессы, язык прессы влияет на метафору и формирует ее характеристики. Современные СМИ очень агрессивны, их основная цель-борьба за идею и за читателя. Задача журналиста состоит в том, чтобы убедить читателя в своей правоте и опровергнуть иную позицию, неприемлемую для мировоззрения автора. Следовательно, в метафоре реализуются две функции: информационная и влиятельная, в которых заключается специфика журналистики. Обе функции объединены социальной оценкой. Метафора социальная. Любая метафора в СМИ отражает текущие социальные явления, политическую, экономическую и культурную ситуацию в стране. Наиболее распространенная социальная метафора в текстах, посвященных политическим и экономическим событиям.Г. Я. Солганик также обратил на это внимание, приписав особую роль политической метафоре в средствах массовой информации [13].